On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 17:21. Заголовок: Нечаянная Радость


Вроде икона Нечаянная Радость прославилась в 18 веке.A календаре РПСЦ она упоминается.Объясните.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 21:46. Заголовок: Re:


Мне неудобно навязываться в качестве эксперта по Богородичным иконам, но много лет назад довелось собрать некоторый материал об этом. В общем, о том, что происходило, я уже писал в ответе касательно иконы Богородицы Огневидной. Старообрядцами почитается довольно много икон, прославившихся после раскола, причем, судя по сохранившимся спискам, это почитание они перенимали в самое ближайшее время после прославления у новообрядцев. Очевидно, мысль была та, что чудеса от тех или иных икон Богородицы - это чудеса Самой Божией Матери, и естественная реакция христианина - благодарить за эти чудеса Бога и Пречистую.

Это отношение проявилось уже в 17 веке, когда в России, и в том числе, в старообрядческой среде распространились книги о чудесах Богородицы явно западного происхождения - "Звезда Пресветлая", "Небо новое" и др. В старообрядческих цветниках 18 в. можно увидеть вклеенные гравюры украинской печати с теми или иными иконами, исполненными в итальянской манере. Мне приходилось встречать тексты о чудесах от новообрядческих икон, вклеенные даже в цветники бегунов-странников.

Икона "Нечаянная радость" представляет собой иллюстрацию к книге митр. Димитрия Ростовского "Руно орошенное" (впрочем, он писал ее еще архимандритом). Книга эта вышла на Украине в конце 17 в. без имени автора, что облегчило ее доступ в старообрядческую среду. Книги тогдашней украинской печати вообще старообрядцами воспринимались с симпатией, п. ч. там нередко писалось "1сус" (как и поныне в укр. яз.), а Богородица называлась "Обрадованная". Именно в таком виде молитва "Богородице Дево" передана и в том сказании из "Руна орошенного", которое дало сюжет иконе "Нечаянная радость".

С тех пор как с 1838 г. стали широко известны чудесные исцеления от иконы "Нечаянная радость" в церкви св. Николы в Хамовниках (Москва), московские и гуслицкие иконописцы стали писать многочисленные списки этой иконы по заказам старообрядцев.

В это время вошло в обычай писать разные иконы Божией Матери на тот или иной случай жизни, как обет при молитве о каких-то нуждах. "Феодоровской" приписывалась помощь в родах, "Умягчение злых сердец"(Семистрельную) заказывали, например, от дурного глаза; "Взыскание погибших" - о приведении к покаянию беспутных детей, и т. п. Когда какой-то из этих икон не было древней службы, им служили молебны, особенно используя для этого те или иные каноны Богородице из Октая. Но в одном рукописном каноннике мне пришлось видеть в качестве канона "Богородице Нечаянной Радости" - канон 8-го гласа "В наведении печали".

"Целевое использование" в народном обычае (который я никак не оцениваю, а просто описываю как факт народной религиозности) иконы "НР" мне в точности неизвестно, но по историям местных семей я замечаю, что в нашей местности ею весьма часто из поколения в поколение благословляли невест. Может быть, здесь играло роль совпадение ее празднования с днем Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы, и целью было опять-таки благополучное зачатие и рождение первенца.

За содержание календаря РПСЦ я отвечать не могу; но думаю, что включить туда празднование "НР" еще с самых первых выпусков 1940-х годов, когда текст святцев выверял вл. Геронтий, побудило именно то, о чем я пишу - популярность этой иконы среди старообрядцев в то время.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.07 00:15. Заголовок: Re:


Кстати, униаты на Зап.Украине читают Богородице Дево, радуися Обрадованная... и конец молитвы совпадает с нашей.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.07 22:04. Заголовок: Re:


Ну, они же присоединились к Риму до никоновской реформы и даже до могилянской. Я слышал от самих униатов, что в Польше у них и двуперстие кое-где осталось. А на Зап. Украине по традиции, которую в 19 веке великороссийское церковное начальство считало "униатской", - например, ограждали свещами воду при крещении и на Богоявление. Тоже остатки старого обряда. Печатание старообрядческих книг в 18 веке в униатских монастырях (Почаев,Вильно и др.) тоже, возможно, - было не просто выполнением заказа, а имело под собою еще и какие-то другие основания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.07 22:04. Заголовок: Re:


Ну, они же присоединились к Риму до никоновской реформы и даже до могилянской. Я слышал от самих униатов, что в Польше у них и двуперстие кое-где осталось. А на Зап. Украине по традиции, которую в 19 веке великороссийское церковное начальство считало "униатской", - например, ограждали свещами воду при крещении и на Богоявление. Тоже остатки старого обряда. Печатание старообрядческих книг в 18 веке в униатских монастырях (Почаев,Вильно и др.) тоже, возможно, - было не просто выполнением заказа, а имело под собою еще и какие-то другие основания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет