On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 17:27. Заголовок: Синодик, сиречь помянник


Вчера приобрел редкий (на сколько могу судить сам - нигде не попадался ранее ни в каких панихидниках) экземпляр книжечки синодик, изданный по благословению патриарха Иова. там кроме канонов за единоумершего и умерших есть особый чин помянника о всех православных, читаемый в любую вселенскую субботу, скорее всего келейно, хотя есть указание, что может и священник. Инетересен помянник тем, что там есть особо ценные для современных людей молитвы за "порождения християнского племени, иже не спобоблены быша крещения", умерших во чреве, о матерях и детях неразродившихся и др. Это умилительно так спасительно молится сии молитвы! Кто-либо еще имеет такой помянник? насколько он распространен? чин его прост - начал как перед панихидой, после Живыи в помощи тропари и седальны за упокой и далее - помянник, окончание обычно - Достойно есть и Трисвятое. постараюсь со временем набрать его на компе и размножить для наших християн

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 19:15. Заголовок: Re:


Этот Синодик был напечатан в "Старообрядческом молитвослове" в 1989 при ВСС Литвы. В виде отдельной брошюры печатался в Риге в 90-х годах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 20:50. Заголовок: Re:


спаси Христос за информацию!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 23:47. Заголовок: Re:


Имеются разные редакции этого "Синодика". Редакция изданного в Риге в 1992 г. с дореволюционного оригинала имеет некоторые отличия от той, которая представлена в рукописном Синодике Рогожского кладбища, хранящемся в рукописном собрании (номер 10). Этот Синодик списан при основании храмов в 1790-е годы и был предназначен для СОБОРНОГО моления, т. е. для чтения на вселенских панихидах, как это делается у поморцев и сейчас. Сохраняется обычай чтения Синодика и в белокриницких приходах Молдавии, и в Румынии. Когда он вышел из практики на Рогожском, я не знаю.

В нашем храме он читается во вселенские субботы на панихиде вечером и на литии после литургии, а именно, по частям во время ектений, после пения 40 "Господи помилуй", перед возгласом "Яко Ты еси воскресение".

На соборе 2001 года (если я не ошибаюсь, м. б. 2000 г.) было ПРИНЯТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возвращении вселенского Синодика в ОБЩЕЦЕРКОВНОЕ ПОВСЕМЕСТНОЕ употребление, и о том, что текст его надо дополнить и отредактировать (он пополнялся и в древние времена). Поручена была эта работа мне. Но потом она оказалась не востребована: это дело прочно положили в забвение.

Впрочем, были голоса и такие: "Да этот синодик - едва ли не ересь, там же за некрещеных молиться можно, за умерших без покаяния. А раз мы сейчас так не делаем, то и повода не надо давать думать, что это вообще в какой-то форме и когда-либо возможно".

Жаль, что у нас так плохо помнят и древнюю традицию, и реальные обычаи предков, и постановления собственных соборов.

Кстати, в дореволюционном описании древностей Калуги есть указание, что в одной из часовен города (новообрядческих) сохранялась до самого 20 века традиция чтения этого самого вселенского Синодика, в то время как вообще в практике господствующей Церкви он давно не использовался. И ради этого обычая в Троицкую субботу в нее валом валил народ со всего города: умилительно было послушать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 15:17. Заголовок: Re:


Симеон пишет:

 цитата:
"Да этот синодик - едва ли не ересь, там же за некрещеных молиться можно, за умерших без покаяния.


Больше того там даже за самоубийц есть строчки. Значит все-таки народная молва не зря гласит, что за таких раньше молились 2 раза в году в мясопустную и троицкую вселенские субботы.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 21:02. Заголовок: Re:


отче, а ты знаешь, что я калужанин, или так совпало, что ты упомянул о Калуге, где я и нашел сию книжицу, принесенную в одну церковную лавку кем-то из сырого сарая,где она валялась и неприятно теперь пахнет? а может стоит потрудиться и поработать всеже над синодиком, хоть в том виде, как есть издать. Я готов проинвестировать сей проект.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 21:04. Заголовок: Re:


прекрасное имя. а я вот давно мечтаю издавать в Калуге газету с таким названием "Калугарь", и даже мню, что само название города пошло от этого греческого слова "странник", хотя есть множество других мнений

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 21:39. Заголовок: Re:


В Синодике написано о, так сказать, невольных самоубийцах, а не о всех вообще. То есть о таких, о каких и погребение петь разрешается по рассуждению. Сейчас нет под рукой, а завтра я сделаю выписку - по Рогожскому варианту. Хотя, конечно, в народе могли понимать это и расширительно и подавать и за всяких самоубийц вообще. А вот "от винного запойства" умершие там поминаются определенно...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 21:43. Заголовок: Re:


В центральной России большинство древних названий - финно-угорские. Связь с греческим - крайне маловероятна.

Насчет издания Синодика - дело хорошее; но я за то, чтобы все же предварительно получить благословение у митрополита. Тем более, соборное решение есть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.07 19:48. Заголовок: Re:


получить благословение... Но ведь уже есть благословение патриарха Иова. А если бы я вздумал размножить каноны за умерших и распространить среди прихожан - тоже надо благословение получать? не дерзю, но мне нужна правильность. собор ведь принимал решение о доработке и выпуске уже обновленного варианта, требующего благословения.
Кроме того, у меня не хватает в книжице листа 2 (в) обрывается текст на : Приидите поклонимся и посем...(пропущени лист).. и начинается со слов тропаря "..и елицы в житии сем согрешиша прости..". по аналогии и по объему пропущенного понял, что должен идти псалом 90, Слава и ныне, Аллилуия 3 с поклонами, Г.п.3 и далее тропари. (аналогия из начала канона за умерших). так ли это?
если есть желание писать мне лично: kurba-ivan@yandex.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.07 22:27. Заголовок: Re:


Пожалуй, можно и так рассудить. Но неплохо было бы по той Рогожской рукописи, там большое и очень хорошее предисловие. Рукопись большого размера (примерно 40 х 30 см), и буквы большие: ее бы в уменьшенном виде отсканировать и так и издать.

По последовательности молитв. Синодик забыл сегодня взять из храма, завтра постараюсь взять его и ответить. На память не помню, п. ч. читаю только на ектениях - естественно, уже без всякого начала, а одни прошения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.07 02:32. Заголовок: Re:


Симеон пишет:

 цитата:
В Синодике написано о, так сказать, невольных самоубийцах, а не о всех вообще.


Помяни Господи душа ...... и кусом подавившихся и во огнь и в воду ввершихся, и от своих рук умерших и от всякия немощи или нужды, или инако по некоему недоразумению... и от виннаго запойства или от неудобного ядения , и от всякия самохотныя пакости скончавшихся и измерших без покаяния.
Помяни Господи душа младенцев, которыя суть порождени от християнского семени, и не сподоблени быша просветитися святым крещением.
Помяни Господи душа младенцев иже от чрева матерня изгнани быша небрежением, и от избиения, или от порчи, вытравлени травами и зелием и всякими вреды.
Строки я выписал из имеющегося у меня рукописного синодика.
Совсем недавно был издан "Осьмигласник заупокойный", где также находится полный текст синодика с поморской рукописи. В нем приложены имена за древлее благочестие пострадавших. В моей рукописи эти имена отсутствуют.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.07 19:56. Заголовок: Re:


а у меня не рукопись, а печатный вариант. Неужели древний, изданный еще при патр. Иове? Текст, приведенный Вами, идентичен

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.07 21:47. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
и от своих рук умерших И от всякия немощи или нужды, или инако по некоему недоразумению...



В Вашем тексте, сравнительно с Рогожским, вставлено "И". И оно меняет смысл фразы, которую надо понимать всю вместе. Можно понять так: "Помяни тех, которые от своих рук умерли от всякия немощи или нужды, или инако по некоему недо(раз)умению" (в Рогожском здесь стоит: "недоумению"). То есть были принуждены к самоубийству. В древней Руси, например, отпевали раба, наложившего на себя руки от издевательств господина, или бедняка, которого преследовали заимодавцы, и они не выдержал. Ну, а девы, утопившиеся, чтобы не даться в руки насильникам, даже в одном случае во святых почитаются (мученицы Домнина, Виринея и Проскудия).

Завтра как раз надо будет читать Синодик на вселенской панихиде.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 17:05. Заголовок: Re:


Симеон пишет:

 цитата:
В Вашем тексте, сравнительно с Рогожским, вставлено "И".


В изданном недавно синодике ( с поморской рукописи) союз "И" тоже присутствует.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 23:11. Заголовок: Re:


Так вот мне и кажется, что это уже более поздняя редакция, причем не очень удачная, идущая от недопонимания первоначального текста. Вообще текст поморского синодика мне кажется отредактированным, по сравнению с Рогожским.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 23:25. Заголовок: Re:


В моей копии с Рогожского синодика (я делал ее в 1989 г. ) начало такое:

Благословен Бог. Или: За молитв. Трисвятое и по Приидите, поклонимся. ПСАЛМА 90 НЕ УКАЗАНО. Тропари: Помяни Господи, Иже глубинами мудрости. Седальны: Покой, Спасе; Воистину суета всяческая. Светилен: Иже мертвыми обладаяи яко Бог (он назван здесь почему-то ипакоем) Слава. Со святыми покой. И ныне. Иже сладость ангелом (Богородичен светильна). Псалом 50. Молитва Исусова. Аминь. И далее помянник. После: Достойно. Трисвятое и по Отче наш. Со духи праведными (до конца). Господи помилуй, 12. Слава. И ныне. ГОсподи помилуй, 2-жды, Господи благослови. И отпуст (особенный).

Далее сказано: "Посем поклоняние твори за усопших пред образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере, елико ти мочно. И на кийждо поклон глаголи: "Помяни, Господи, душа усопших раб Своих и рабынь, всех скончавшихся в правоверней вере, упокой их, Господи, в жизни вечней, и дай им, Господи, со святыми Твоими вечную память".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 20:15. Заголовок: Re:


ПРиидите поклонимся, посем... и начинается ..елика в житии сем.. На 1 лист с 2-х сторон не хватит, хотя и псалом 50 не войдет полностью. может там некое пояснение, как перед псалтырем, было.. Далее, все также, НО после седальна Воистину суета, СЛАВА, конд Со святыми, И НЫНЕ Иже РАДОСТЬ ангелом и скорбящим сладость, таже пс.50 и все также.
спорный текст выглядит так: "... . и от своих рук умерших, и от всякия немощи или нужди, или инако по некоему недоумению." т.е. здесь идет перечисление, а не уточнение причин гибели от своих рук.
и еще есть : "и от всякия самохотныя пакости скончавшихся и измерших без покаяния"
про поклоняние в конце - нет никаких указаний - здесь явно вставка переписчика.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 20:29. Заголовок: Re:


Только вышел из нета, выключил комп, а тут Синодик открылся в середине лист 32 на обороте, там начало канона за единоумершего, и указано Псалом 90 - ПИСАН ВЫШЕ, ЛИСТ 2. Значит, я не ошибся - на отсутствующей у меня странице псалом 90, Слава и ныне, Аллилуия 3, гп 3 и тропари

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 20:32. Заголовок: Re:


Я же уже сказал: в тексте, переписанном в конце 18 века, нет :И от всякия немощи и т. д. А просто: "от своих рук умерших от всякия немощи или нужди". Ведь умершие "от всякия немощи и нужди" уже перечислялись в тексте не раз. Поэтому в этом абзаце это выглядит как уточнение к словам "от своих рук". А союз "и" мог быть действительно вставлен потом. Характерно, что это поминовение "от своих рук умерших" стоит во всех вариантах и списках Синодика, значит, оно, вероятнее всего, восходит к древнему оригиналу. Значит, оно как-то богословски оправдывалось. Как видим, и наши предки в 18 веке не зазирали это место.

"От самохотныя пакости" - имеется в виду злоупотребление или алкоголем, или каким-то родом пищи, явно противопоказанным по состоянию здоровья, и другие случаи, когда человек по равнодушию, небрежению или отчаянию сам вредит своему здоровью.

Про поклоняние в конце сказано в одних и тех же словах, как в Рогожском списке 18 века, так и в поморском издании синодика - Рига, 1992, репринт со старого дореволюционного издания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 15:23. Заголовок: Re:


все там правильно в той ПЕЧАТНОЙ книге, что у меня. там стоит союз И, но только после ЗАПЯТОЙ: От своих рук умерших, и от всякия немощи. а то, что повторение - их там много.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет